Основы научных исследований
1. Планирование научно-исследовательской работы
Умение самостоятельно обучаться – это способность ставить перед собой цели, планируя шаги для их достижения, контролируя и оценивая себя в динамики выполнения плана. Это умение выполнять запланированное и оценивать достигнутое. Огромная роль – это умение задавать вопросы, приводящие к лучшему результату.
Умение самостоятельно обучаться является сложным навыком, включающим в себя не только навык организации своего времени и навык поиска различных пути для достижения цели, но и умение концентрироваться, творчески работать и сотрудничать с другие, при поиске решений в сложных ситуациях.
Первым этапом в самостоятельном обучении является планирование. Нужно умнеть не только составлять план работы, но и учитывать нормы выработки, уметь учитывать время, декомпозировать задачи, грамотно организовывать рабочее место, распределять работу. Для оттачивания данных умений прекрасно подходит начальный этап научной деятельности: поиск проблематики, определение цели, постановка задач, планирование исследования, поиск и анализ литературы.
2. Формирование сквозных навыков
Сквозные навыки включают важные когнитивные, аффективные, социальные и физические аспекты деятельности учащегося, которые применимы ко всем областям человеческой деятельности. Сквозные навыки помогают в освоении знаний в различных контекстах, используя различные методы мышления. Применение сквозных навыков в различных областях образовательного процесса укрепляет способность учащегося использовать эти навыки самостоятельно и в самых разнообразных ситуациях, в том числе сложных и непредсказуемых. Для приобретения фундаментальных знаний важно, чтобы в процессе обучения учащийся имел возможность объяснять, сравнивать, искать примеры, сопоставлять, обобщать, т. е. интеллектуально — активно включаться в формирование собственного понимания т.е. обучаться, целиком погружаясь в процесс.
В рамках данного курса разработан целый комплекс для развития сквозных навыков: 5-минутное свободное письмо с фокусом; работа с репродукцией; философские тетради; дискуссии/дебаты на выбранные темы; решение и обсуждение задач на развитие мышления как такового; упражнения на развитие творческого мышления.
3. Реализация научно-исследовательской работы
Неотъемлемой составляющей умения самостоятельно обучаться является целенаправленное исследование и желание узнать больше. В процессе обучения учащийся должен развивать умение запрашивать и получать информацию, что включает в себя как интерес, так и активный поиск. Целенаправленно задаваемые преподавателем вопросы необходимы для стимуляции мышления, они побуждают смотреть на вещи более глубоко, а также способствуют развития умения видеть глубину и размах новых задач. Ещё одно преимущество – преподаватель своими «цепляющими» и целенаправленными вопросами демонстрирует навык формулирования вопросов.
Важно помнить, что необходимо не только планировать, но и действовать. В рамках основной части научно-исследовательской работы оттачиваются умения оперативного решения задач вне заранее продуманного плана.
В рамках данного курса предлагается инструментарий, позволяющий провести исследование: постановка эксперимента, методология эксперимента, получение экспериментальных результатов, обработка экспериментальных результатов.
4. Оценка научно-исследовательской работы
Анализ, или интерпретация, результатов исследования является наиболее оригинальной частью работы. В этой части описывается обработка данных, полученных в ходе работы, необходимые пояснения и анализ наблюдений или эффектов, а также сравнение результатов с данными, опубликованными другими авторами.
В рамках данного курса анализу результатов и формулированию выводов отводится важная роль. Разработан спектр задач, позволяющий развить навык аналитического мышления.
Оформление и представление результатов - заключительный этап научно-исследовательской работы. В рамках практических занятий будут рассмотрены наиболее популярные форматы представления научных результатов.